Храм Сорока Севастийских мучеников
Храм Сорока Севастийских мучеников

Храм Сорока Севастийских мучеников

На берегу, слева от дорожки ведущей к источнику преподобного Сергия Радонежского, возвышается храм во имя Сорока Севастийских мучеников.
В середине 90-х годов в период первой волны возрождения святого источника на этом месте была возведена лишь часовня. Так же, как в последствие и первоначальный храм преподобного Сергия, часовня сгорела дотла. В то время было не мало людей, одержимых сатанинской злобой, стремившихся осквернить и разорить святые места по всей России.
Часовня была восстановена в двухтысячных, а позднее, к нейпристроен алтарь, и святыня превратилась в полноценный храм, освященный во имя Сорока мучеников.

Храм Сорока Севастийских мучеников, Гремячий ключ

Подобно остальным строениям при источнике Гремячий ключ здание церкви сложено из бревен сибирской лиственницы в лучших традициях северной древнерусской архитектуры.
Первая служба в церкви Сорока Севастийских мучеников на источнике Преподобного Сергия Радонежского была совершена 12 сентября 2010 года, на память святых благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского.
Память воинов, в Севастийском озере мучившихся, относится к кругу наиболее чтимых праздников. В день их памяти, 22 марта по новому стилю, облегчается строгость Великого поста и совершается Литургия Преждеосвященных Даров.
Здесь нет яркого соборного убранства или роскоши парадных городских храмов, а зимние богослужения в предрассветные часы в этой тихой деревянной церкви создают особую атмосферу рождественской тайны и сопричастности вечности.

Житие 40 Севастийских мучеников

Житие 40 Севастийских мучеников

В 313 году святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.

В то время в армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».

40 Севастийских мучеников

На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.

Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить святых мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный  Лисием, попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

На следующий день суд перед мучителем и допрос повторился, воины же остались непреклонны.

Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не вы­держал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой.

Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я – христианин!» – и присоединился к мученикам. Стоя в воде, он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.

Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Вместе с помощниками он по косточке собрал святые мощи и предал их земле с молитвой. Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Или­ан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.

Память 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся относится к кругу наиболее чтимых праздников. В день их памяти, 22 марта по новому стилю, облегчается строгость Великого поста и совершается Литургия Преждеосвященных даров. Это непереходящий праздник, то есть дата его фиксирована. На Руси церковный праздник — день памяти сорока мучеников Севастийских — называли Жаворонки или Сороки (с ударением на первый слог). Самый яркий обычай этого дня — печь постные булочки в виде птиц — «жаворонков».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *